Гособоронзаказ под контролем от края до края

Гособоронзаказ под контролем от края до края

14.07.2021 0 Автор admin

Гособоронзаказ под контролем от края до края

Минобороны России готово обеспечить оборонные предприятия заказами на поставку новых боевых самолётов и кораблей на несколько лет вперёд.

Министр обороны РФ генерал армии Сергей Шойгу в процессе рабочей поездки на Дальний Восток и в Восточную Сибирь посетил сразу несколько оборонных предприятий, где проверил ход выполнения программ гособоронзаказа. В сопровождении отраслевых руководителей оборонно-промышленного комплекса и глав регионов он лично оценил возможности по наращиванию производственных мощностей предприятий для заключения новых контрактов в интересах военного ведомства, стоимость которых оценивается в сотни миллиардов рублей.

Плюс шесть корветов

С целью лично убедиться в возможностях расширения производственных мощностей генерал армии Сергей Шойгу посетил оборонные предприятия Хабаровского края. С одним из них – Амурским судостроительным заводом, где в интересах Военно-морского флота сейчас строят четыре малых ракетных катера проекта 22800 «Каракурт» и два корвета проекта 20380, – по поручению Верховного Главнокомандующего Министерство обороны готовится заключить контракт на строительство ещё шести корветов этого проекта.

«Я прибыл сюда с одной задачей, – подчеркнул министр обороны, – мне важно понять, это предприятие в состоянии делать не два корвета и один ракетный корабль в год… Чтобы мы подписали долгосрочный контракт на шесть корветов сразу и у вас была загрузка на восемь лет, а у Минобороны – гарантированные поставки современных боевых кораблей».

В сопровождении делегации Главкомата ВМФ и руководства предприятия министр обороны на месте ознакомился с ходом строительства боевых кораблей в интересах Военно-морского флота и здесь же, у стапелей, провёл короткую, но предельно содержательную беседу с руководством Объединённой судостроительной корпорации и заводским начальством, дав понять, что при выполнении заказа не должно быть никаких оговорок, а спрос будет предельно строгим.

«Если вы головной исполнитель, то должны за это отвечать, – добавил министр. – Мне уже видно, что нужны серьёзные капитальные вложения и плотное взаимодействие с руководством края». Исполняющий обязанности главы региона Михаил Дегтярёв, в свою очередь, заверил руководство Минобороны в готовности помочь Амурскому судостроительному заводу с подбором и обеспечением его высококвалифицированными кадрами.

Минобороны со своей стороны гарантирует финансирование заказов, что подтверждается действующими многомиллиардными контрактами. В настоящее время в интересах Военно-морского флота на АСЗ ведётся строительство малых ракетных кораблей «Ржев», «Удомля» и «Уссурийск», заложенных во второй половине 2019 года, а также «Павловска», закладка которого состоялась совсем недавно – 29 июля 2020 года.

Корвет «Резкий», четвёртый корабль в серии, строящийся на заводских стапелях АСЗ, уже в октябре этого года готовится к спуску на воду. Другой его собрат – корвет «Герой Российской Федерации Алдар Цыденжапов» в настоящее время находится на ходовых испытаниях во Владивостоке. Ещё два построенных и переданных в состав ТОФ корабля этой серии –

«Совершенный» и «Громкий» проходят здесь сервисное обслуживание.

Миллиарды для бюджета края

Обращаясь к исполняющему обязанности губернатора края Михаилу Дегтярёву, Сергей

Шойгу ещё раз подчеркнул, что оборонные предприятия вместе с руководством края должны быть заинтересованы в получении таких заказов. «Это рабочие места и серьёзные налоговые отчисления в региональный бюджет – 15 млрд и более 100 млрд – в федеральный бюджет, это ритмичность работы предприятия до 2028 года», – пояснил министр обороны.

Читайте также  Поставки самолетов Як-130 в Белоруссию

Всего, по словам министра, до конца 2028 года на реализацию гособоронзаказа в Хабаровском крае будет выделено до 630 млрд рублей, что, несомненно, положительным образом скажется на региональном бюджете. «По итогам прошлого года предприятиями ОПК края освоено порядка 29 млрд рублей. В этом году эта цифра вырастет до 33 млрд», – сказал Сергей Шойгу на совещании с представителями оборонной промышленности.

Ещё одним большим государственным заказом в ближайшей перспективе Министерство обороны планирует обеспечить Комсомольский-на-Амуре авиационный завод (филиал ПАО «Компании «Сухой»), на базе которого организовано серийное производство многоцелевых истребителей Су-35, а также создан новейший истребитель 5-го поколения Су-57. На совещании с руководством оборонно-промышленного комплекса глава военного ведомства объявил о готовности в этом году заключить с оборонным предприятием дополнительный контракт:

«До конца года мы планируем дополнительно заключить госконтракт на поставку многофункциональных самолётов Су-35С, – заявил Сергей Шойгу. – Сумма контракта составит 70 миллиардов рублей».

При этом министр обороны выразил уверенность, что текущие производственные возможности и планы их модернизации позволят предприятию полностью справиться с поставленной задачей. Чтобы убедиться в этом, глава военного ведомства проинспектировал готовность авиационного завода, в том числе цеха обработки алюминиевых сплавов, одного из самых современных в России, к выполнению масштабного проекта.

Перспективы пятого поко­ления

Как доложил министру генеральный директор ПАО «Компания «Сухой» Илья Тарасенко, в рамках выполнения гособоронзаказа в 2020 году поставка многоцелевых истребителей Су-35 в интересах Минобороны уже началась и идёт с опережением графика. В соответствии с планом в этом году в состав пилотажной группы «Русские витязи» переданы четыре Су-35С, причём один из них – досрочно. Всего до конца года в Воздушно-космические силы России поступят ещё шесть таких машин.

Кроме того, гендиректор компании сообщил, что по действующему контракту до 2028 года предприятие должно построить 76 самолётов Су-57. В настоящее время, по словам Тарасенко, для серийного производства самолёта 5-го поколения на комсомольском заводе завершается формирование поточной линии сборки Су-57 и до конца года она будет реализована.

«На заводе компании в Ком­сомольске-на-Амуре проведены модернизация и техническое перевооружение производства, что позволяет нам успешно и в срок выполнять государственный оборонный заказ», – пояснил уже в ходе общения с журналистами глава компании. В этом министру обороны также удалось убедиться лично в цехе окончательной сборки, где уже в течение нескольких лет успешно действует поточная линия по строительству Су-35С.

Технология, с которой ознакомился министр обороны, позволила не только оптимизировать процесс окончательной сборки самолётов, но и значительно сократить сроки, а следовательно, увеличить темпы выпуска продукции и нарастить производственные мощности без потери качества. Для сравнения: если в самом начале серийного производства на один истребитель Су-35 уходил год, то сейчас на окончательную сборку согласно графику отводится девять рабочих дней.

Читайте также  26 октября на оборонном предприятии "Одесавиаремсервис" состоялся воздушный показ двух новых моделей самолетов, собранных непосредственно на одесском предприятии, пишет Таймер.Самолет "Фермер" разработан для проведения авиационно-химических работ, а самолет "Дельфин" - для проведения профессионального отбора, ориентации и первоначальной летной подготовки летчиков, выполнения полетов по местным воздушным линиям и полетов с целью мониторинга земной и водной поверхности."Перед изготовлением самолетов был проведен мониторинг рынка, и было установлено, что самолетов такого типа в стране нет. "Фермер" был взят за основу как наиболее эффективный для обработки полей химикатами и удобрениями, а "Дельфин" - как легкий удобный самолет, стоимость которого в несколько раз дешевле зарубежных аналогов", - сказал Виталий Юхачев, директор авиационно-ремонтного предприятия "Одесавиаремсервис"."Пассажирский самолет "Дельфин" очень выгоден за счет своей дешевизны и безопасности. До Киева он сможет долететь за полтора часа. Можно заказать его, сесть и полететь. Самолет "Фермер" очень эффективен - если для опыления гектара поля раньше в среднем нужно было потратить около 200 гривен, то с использованием этого самолета цена снизиться до 25 гривен. Одесская область - область аграрная, поэтому этот самолет станет находкой для фермеров, аграриев и сельхозпроизводителей", - рассказал председатель Одесской областной государственной администрации.На данный момент проводится сертификация самолетов, которая завершится осенью 2012 года. После этого начнется серийное производство. Виталий Юхачев уверил, что при расширении производственных мощностей завода он сможет производить по 50 самолетов каждого вида в год.Как сообщил главный конструктор Игорь Беряков, большинство деталей и систем самолетов - отечественного производства, только двигатели были произведены во Франции. Такая сборка помогла существенно снизить стоимость самолетов."Самолет "Дельфин" рассчитан как пассажирский, но он имеет очень большую маневренность. В дальнейшем мы будем использовать его в целях обучения и как такси. После испытания этого самолета я могу сказать, что у него очень хорошие аэродинамические качества и качества исполнения поверхности, за счет чего самолетом легко управлять. Разницы между ним и зарубежными аналогами нет", - рассказала Ирина Адабаш, летчица.

Разделённая на семь рабочих мест поточная линия позволяет одновременно вести сборку семи «изделий», так на заводе называют будущие новейшие многоцелевые истребители на этапе производства. Мостовой кран для перемещения используется только на эстакаде дождевания, где проверяется влагозащищённость самолёта, а также на этапе разделки и стыковки отъёмной части крыла – как наиболее ответственных участках сборки.

С поступлением в серию новейших истребителей 5-го поколения такую схему на заводе готовятся реализовать на четырёх рабочих местах, где проводится стыковка крыльев, килей, шасси, наполнение самолёта электро- и радиооборудованием и установка двигателей. Сократить предполагаемый цикл серийной сборки удалось за счёт унификации компоновки узлов и агрегатов самолёта и отработки самой поточной технологии.

Подводя итоги инспекции оборонных предприятий Хабаровского края, Сергей Шойгу подчеркнул, что регион вносит весомый вклад в укрепление обороноспособности страны – в интересах Министерства обороны здесь реализуются десятки долгосрочных государственных контрактов. При этом глава военного ведомства сделал важный акцент: особое место в работе ведомства с руководством края занимает социальная сфера.

«Прежде всего это касается трудоустройства членов семей военнослужащих, выделения мест для их детей в школах и детских садах, – уточнил министр. – Это имеет для нас большое значение, и надо делать всё, чтобы таких проблем для наших офицеров не было». Кроме того, по итогам совещания министр обороны дал ряд поручений по совершенствованию системы взаимодействия с оборонными предприятиями и условий заключения перспективных госконтрактов, включая льготную систему кредитования оборонки.

К новым производственным высотам

Следующим по программе рабочей поездки глава российского военного ведомства посетил Иркутский авиационный завод корпорации «Иркут», где проверил исполнение госконтрактов по производству и модернизации в интересах военного ведомства многоцелевых истребителей Су-30СМ и учебно-боевых самолётов Як-130. По традиции генерал армии Сергей Шойгу лично ознакомился с работой цеха по производству Як-130 – основного учебного самолёта, предназначенного для обучения лётного состава для боевых самолётов поколений «4+» и «5».

В следующем цехе министру обороны были представлены мощности предприятия по производству серийного модернизированного Су-30СМ – многоцелевого истребителя поколения «4+», который серийно производится на Иркутском авиазаводе. На вооружении Воздушно-космических сил и морской авиации ВМФ России находится свыше 100 боевых машин этого типа, предназначенных для завоевания господства в воздухе, блокирования аэродромов противника на большой глубине, уничтожения воздушных, наземных и морских целей.

При этом производители постоянно работают над совершенствованием данного типа истребителей. Су-30СМ модернизирован в части систем радиолокации, радиосвязи, опознавания, состава вооружения, а также катапультного кресла и ряда обеспечивающих систем. Он оснащён радиолокатором с фазированной антенной решёткой, двигателями с управляемым вектором тяги и передним горизонтальным оперением.

Су-30СМ способен применять современное и перспективное высокоточное вооружение класса «воздух – воздух» и «воздух – поверхность». В числе последних доработок специалисты завода установили на истребитель двигатели, используемые на Су-35С, в ближайшее время будут проведены лётные испытания. Стоит отметить, что самолёт востребован у иностранных заказчиков – поставляется союзникам России по Организации Договора о коллективной безопасности и другим зарубежным партнёрам.

Читайте также  АЗЕРБАЙДЖАН ЗАКУПАЕТ У РОССИИ УЧЕБНО-БОЕВЫЕ САМОЛЕТЫ "ЯК-130"

В завершение работы на предприятии министр обороны провёл рабочее совещание, на котором совместно с представителями завода и правительством Иркутской области обсудил вопросы выполнения гособоронзаказа и расширения сотрудничества с руководством региона. В частности, глава военного ведомства сообщил о новых контрактах на поставку истребителей Су-30СМ2 и учебно-боевых самолётов Як-130.

«Мы приняли решение и подпишем в этом году дополнительно к имеющимся два государственных контракта на сумму более 100 млрд рублей, по которым будут построены 21 истребитель Су-30СМ2 и 25 учебно-боевых самолётов Як-130», – объявил генерал армии Сергей Шойгу на совещании в Иркутске.

Министр обороны также отметил, что в 2021 году военное ведомство подпишет контракт на 7,2 млрд рублей на ремонт истребителей Су-30СМ. По его словам, на Иркутском авиационном заводе по итогам модернизации появляются дополнительные производственные возможности, что свидетельствует о готовности предприятия к новым оборонным контрактам.

Общее прошлое и будущее

О том, что в Иркутске по поручению Президента РФ будет построено суворовское военное училище, также стало известно по итогам совещания министра обороны с руководством оборонных предприятий области. «Временно исполняющий обязанности губернатора Иркутской области Игорь Кобзев обратился к президенту, и мы имеем поручение от Верховного Главнокомандующего рассмотреть возможность строительства здесь суворовского училища. Мы это поручение рассмотрели и такое решение принимаем», – сказал Сергей Шойгу.

При этом министр напомнил, что у Минобороны накоплен большой опыт быстрого возведения таких объектов. В среднем на строительство суворовских военных училищ, по его словам, сегодня уходит от четырёх до девяти месяцев. В этой связи он обещал исполняющему обязанности губернатора поддержку, чтобы в Иркутске училище появилось примерно в такие же сроки.

При обсуждении планов предстоящей стройки глава военного ведомства предложил Игорю Кобзеву определиться с местом, где будет находиться училище. Одновременно министр поручил командующему войсками Центрального военного округа генерал-полковнику Александру Лапину взять вопросы, связанные с созданием нового суворовского военного училища, под личный контроль.

Завершая визит в Иркутск, глава военного ведомства в сопровождении врио губернатора Иркутской области Игоря Кобзева возложил цветы к мемориалу памяти, возведённому на месте авиакатастрофы транспортного самолёта Ан-124 6 декабря 1997 года, и поставил в часовне поминальную свечу. Тогда Сергей Шойгу, будучи главой МЧС, лично руководил ликвидацией последствий катастрофы.

Под руководством Сергея Шойгу Игорь Кобзев во время работы в МЧС неоднократно принимал участие в ликвидации последствий стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций, знает его ответственный подход к решению государственных задач.

Поэтому неудивительно, что в ходе обсуждения важных вопросов времени на установление рабочего взаимодействия не требовалось, а профессиональный разговор шёл на одном языке.

Александр Александров, «Красная звезда»