Небо на двоих

Небо на двоих

14.07.2021 0 Автор admin

Небо на двоих

Як-130 конкурирует с итальянским близнецом

Михаил Кукушкин

Россия и Италия одновременно выводят на мировой рынок пару «близнецов» — два очень похожих учебно-боевых самолета, которые начинались как совместная разработка наших стран, но потом превратились в самостоятельные национальные проекты. Присутствие итальянского аналога серьезно ограничивает экспортный потенциал нового российского учебно-боевого самолета Як-130, признал вчера директор Инженерного центра имени А.С. Яковлева Константин Попович. Из-за этого, по его мнению, новая российская машина не имеет практических перспектив на североамериканском рынке, хотя по техническим характеристикам намного превосходит западные аналоги предыдущего поколения.

Як-130 стал гвоздем российской летной программы на проходящем в эти дни в Великобритании авиакосмическом салоне «Фарнборо-2012». Сверхзвуковой самолет предназначен для обучения пилотированию истребителей поколений «4» и «5», то есть самых современных, а также тех, которые еще только будут созданы в обозримом будущем. Як-130 способен имитировать разные режимы полета боевых машин, а также давать пилоту практические навыки применения оружия по воздушным и наземным целям.

Там же, в Фарнборо, итальянская компания Alenia Aeromacchi показала (правда, только на земле, без демонстрационных полетов) свой учебно-боевой самолет М346. Обе машины «выросли» из одного и того же совместного проекта, который в 1993–2000 годах вели конструкторское бюро им. Яковлева и Alenia Aeromacchi. После 2000 года партнеры разочаровались друг в друге, и на базе проделанной вместе работы каждый продолжил развитие проекта самостоятельно. В результате Як-130 и М346 получились, конечно, не совсем «близнецами». «Наш самолет несколько легче, чем российский, у него другой мотор и другое бортовое оборудование», — объясняет «МН» пресс-секретарь Alenia Aeromacchi Марко Валерио Бонелли. Однако две машины сходны в том, что обе намного превосходят уровень реактивных учебных самолетов предыдущего поколения и не имеют других прямых современных аналогов.

Читайте также  Он полетит

Например, энерговооруженность (то есть соотношение веса машины к тяге двигателя) Як-130 составляет 0,81, рассказал вчера Константин Попович. У машин L-39, на которых сейчас учатся пилоты ВВС России, этот коэффициент — 0,4, а у распространенных на Западе британских самолетов Hawk — 0,56. Благодаря этой особенности Як-130 (и близкий к нему по характеристикам М346) намного маневреннее предшественников. Кстати, летательный аппарат с энерговооруженностью 1,0 теоретически уже не нуждается в крыльях: он может держаться в воздухе только с помощью двигателей, как ракета. Российская и итальянская новинки в некотором смысле ближе к ракете, чем к традиционным самолетам.

Хотя участие КБ Яковлева (ныне входящего в состав корпорации «Иркут») в разработке самолета давно прекратилось, между ними действует соглашение о географическом разграничении сфер коммерческих интересов, рассказал вчера Попович. Например, США рассматривается как зона маркетинговой активности итальянской компании, и «Яковлев» не видит для себя там коммерческих перспектив. Марко Валерио Бонелли подтвердил «МН» существование между двумя сторонами соглашения об избегании прямой конкуренции, но отказался разъяснить, как именно две компании разграничили сферы своих интересов. Поставки учебных самолетов нового поколения на мировой рынок только начинаются, и обе компании имеют пока считанных клиентов. Стартовыми заказчиками стали, как и следовало ожидать, национальные ВВС двух стран. Российское Министерство обороны в 2010 году заказало опытную партию из 12 Як-130, а в 2011 году подписало контракт еще на 55 таких самолетов. ВВС Италии заказали Alenia Aermacchi шесть M-346. На экспортном фронте «Иркут» обеспечил себе пока только один контракт — 30 Як-130 для Алжира (2011 год), рассказал вчера Попович. Он добавил, что новых клиентов российская компания рассчитывает приобрести прежде всего в странах СНГ. Alenia Aermacchi имеет контракты на M-346 с ВВС Сингапура, Израиля и очень надеется вскоре заключить еще один с Польшей, сообщил Бонелли.

Читайте также  Пассажирские самолеты нового поколения МС-21−300 впервые будут представлены публично на московском Международном авиационно-космическом салоне МАКС-2019, который стартовал 27 августа в подмосковном Жуковском. Об этом сообщила пресс-служба корпорации «Иркут».

Между тем, хотя продвижение обеих машин находится в самом начале, первый случай прямого конкурентного столкновения между ними уже произошел. В начале 2012 года и M-346, и Як-130 были предложены на тендер, объявленный министерством обороны Филиппин. Бонелли вчера сказал, что не уполномочен комментировать, почему соглашение о разграничении сфер интересов в данном случае не сработало.