Как в Гиссаре чинили самолеты для фронта

Как в Гиссаре чинили самолеты для фронта

14.07.2021 0 Автор admin

Как в Гиссаре чинили самолеты для фронта

Гафур ШЕРМАТОВ, историк, специально для Asia-Plus

2 сентября 2015 года исполнилось 70 лет со дня окончания Второй мировой войны. Это памятная дата и для современного Таджикистана. О вкладе таджикистанцев в общую победу над фашизмом написано столько, что, кажется, уже и добавить нечего. Тем не менее, история открывает нам новые страницы, скрытые временем.

В 1943 году в Душанбе находилось несколько военных училищ, среди которых одно авиационное, готовившее летчиков-штурмовиков, летающих на самолетах ИЛ-2. Остро стоял вопрос нехватки исправных самолетов и запасных частей к ним. В июне 1943 года в Наркомате авиационной промышленности СССР было принято решение о создании в поселке Новобад Гиссарского района Таджикской ССР ремонтного авиазавода. С этой целью в Гиссар прибыли 217-е стационарные авиационные мастерские. Вскоре на новом месте началось строительство производственных зданий и цехов, в чем активную помощь авиаторам оказали труженики близлежащих колхозов. Согласно специальному постановлению Совнаркома Таджикской ССР на строительство авиазавода поставлялись остродефицитные строительные материалы, а военнослужащие и рабочие на время строительства были обеспечены горячим питанием и другим продовольствием. Проведенное ударными темпами строительство позволило уже в конце сентября начать выпуск необходимой военной продукции, ремонт самолетов и двигателей. Несмотря на то что 217-е авиамастерские находились в глубоком тылу и далеко от линии фронта, работники жили по законам военного времени. Уже в декабре 1943 года ремонт боевых самолетов, авиационных пушек и пулеметов для нужд фронта и авиашкол по сравнению с октябрем вырос в разы.

В мастерские прибывало пополнение – инженеры, техники, квалифицированные рабочие, бывшие раненые — военнослужащие-специалисты, прошедшие лечение в госпиталях Сталинабада и ограниченно годные к военной службе. К январю 1944 года численность работников авиамастерских, как военнослужащих, так и гражданского персонала, достигла 500 человек, больше половины из которых были из Сталинабада и Гиссара, специально откомандированные на завод. С фронта на ремонт начали поступать боевые самолеты, предназначенные для оснащения новых резервных авиационных полков. Здесь возникла первая проблема – новые кадры не обладали опытом работы на авиационных предприятиях. В числе новичков были и такие, которые никогда не работали на производстве, например жены и сестры фронтовиков, молодежь из поселка Гиссар и близлежащих кишлаков. Прибывшие специалисты взялись за их обучение, и вскоре трудности были преодолены.

Читайте также  Иркутский авиазавод приступил к поставке в войска очередной партии Су-30СМ и Як-130.

Война требовала освоения ремонта новых типов самолетов, и поэтому в коллективе шла напряженная учеба, совмещаемая с практической работой, что позволило авиамастерским к концу 1944 года занять в регионе ведущее место и стать монополистами по снабжению авиационных соединений, авиашкол капитально отремонтированными моторами АМ-38, ВК-105 и самолетами ИЛ-2, ЯК-1, ЯК-7.

Этой материальной частью мастерские снабдили 12 авиаполков в период их формирования и отправки на фронт и почти все авиационные школы округа, в том числе эвакуированные из прифронтовой полосы.

Невозможное возможно

Но и там возникали свои сложности. Так, в конце декабря 1944 года самолетный цех получил срочное задание отремонтировать самолеты ЯК-7В. С усердием взялся коллектив цеха за порученное дело. Срочно изучалась вся относящаяся к этому типу самолета информация, ускоренными темпами разрабатывалась технология. В процессе ремонта работу застопорило отсутствие важной, ответственной детали — шкворня шасси самолета. Взять его негде, а изготовление представляло определенные трудности из-за сложности конструкции. Но это не остановило людей, желающих сделать невозможное возможным. Началась тщательная разработка условий изготовления шкворня, а их соблюдение было взято под особый контроль качества. В результате шкворни, по качеству не уступающие заводским, были изготовлены силами работников мастерских, а самолеты ЯК-7В были отремонтированы в срок.

В 1944 году работники мастерских освоили ремонт самолета ИЛ-2, но в процессе освоения возникло много трудностей. Например, отсутствие всеобъемлющей технологии. Первые самолеты, выпущенные из ремонта, показали дефект фанерной обшивки плоскостей — отставание, хотя все имевшиеся указания относительно ремонта ИЛ-2 строго выполнялись. Причина отставания – резкий перепад температуры, характерный для Средней Азии, который при этом сопровождался сильной влажностью. Над устранением этого недостатка думал весь коллектив. После упорных поисков выход наконец был найден и дефект – отставание фанерной обшивки – устранен. Таким образом, был разработан и введен новый метод в технологии ремонта самолета ИЛ-2 — «Приклейка фанерного покрытия крыла путем дополнительной прошивки шурупами». Этот метод, до этого нигде не применявшийся, простой и весьма ценный по своему значению, особенно в условиях Средней Азии, был одобрен командованием округа и наркоматом авиационной промышленности СССР. В результате своего героического, в полном смысле, труда 217-е мастерские, успешно соревнуясь с остальными мастерскими ВВС округа, завоевали переходящее Красное Знамя и первое место.

Читайте также  26 октября на оборонном предприятии "Одесавиаремсервис" состоялся воздушный показ двух новых моделей самолетов, собранных непосредственно на одесском предприятии, пишет Таймер.Самолет "Фермер" разработан для проведения авиационно-химических работ, а самолет "Дельфин" - для проведения профессионального отбора, ориентации и первоначальной летной подготовки летчиков, выполнения полетов по местным воздушным линиям и полетов с целью мониторинга земной и водной поверхности."Перед изготовлением самолетов был проведен мониторинг рынка, и было установлено, что самолетов такого типа в стране нет. "Фермер" был взят за основу как наиболее эффективный для обработки полей химикатами и удобрениями, а "Дельфин" - как легкий удобный самолет, стоимость которого в несколько раз дешевле зарубежных аналогов", - сказал Виталий Юхачев, директор авиационно-ремонтного предприятия "Одесавиаремсервис"."Пассажирский самолет "Дельфин" очень выгоден за счет своей дешевизны и безопасности. До Киева он сможет долететь за полтора часа. Можно заказать его, сесть и полететь. Самолет "Фермер" очень эффективен - если для опыления гектара поля раньше в среднем нужно было потратить около 200 гривен, то с использованием этого самолета цена снизиться до 25 гривен. Одесская область - область аграрная, поэтому этот самолет станет находкой для фермеров, аграриев и сельхозпроизводителей", - рассказал председатель Одесской областной государственной администрации.На данный момент проводится сертификация самолетов, которая завершится осенью 2012 года. После этого начнется серийное производство. Виталий Юхачев уверил, что при расширении производственных мощностей завода он сможет производить по 50 самолетов каждого вида в год.Как сообщил главный конструктор Игорь Беряков, большинство деталей и систем самолетов - отечественного производства, только двигатели были произведены во Франции. Такая сборка помогла существенно снизить стоимость самолетов."Самолет "Дельфин" рассчитан как пассажирский, но он имеет очень большую маневренность. В дальнейшем мы будем использовать его в целях обучения и как такси. После испытания этого самолета я могу сказать, что у него очень хорошие аэродинамические качества и качества исполнения поверхности, за счет чего самолетом легко управлять. Разницы между ним и зарубежными аналогами нет", - рассказала Ирина Адабаш, летчица.

Следует отметить, что в авиамастерских также развернули ремонт автомобилей специального назначения для частей ВВС. Во внеурочное время рабочие мастерских помогали соседям — колхозам и МТС (машинно-тракторная станция) Гиссарского района. За это время был произведен ремонт тракторов, автомашин, сельхозинвентаря на сумму более 300 млн рублей, по тем временам это были огромные деньги. За эти успехи Президиум Верховного Совета Таджикской ССР наградил почетными грамотами 20 человек из состава части.

Всего в годы войны было отремонтировано 468 самолетов, 1219 авиамоторов, 352 автомашины. После ремонта были возвращены на фронт тысячи единиц сложного боевого и навигационного вооружения: пушки, пулеметы, радиоаппаратура, измерительные приборы. Родина высоко оценила самоотверженный труд заводчан в тяжелые годы Великой Отечественной войны. Все военнослужащие и лица вольнонаемного состава были награждены медалью «За Победу над Германией».

В послевоенные годы авиамастерские стали авиазаводом, где ремонтировались различные типы самолетов с реактивным двигателем и вертолеты. Но это уже совсем другая история.