Россия: флот без крыльев – деньги на ветер

Россия: флот без крыльев – деньги на ветер

14.07.2021 0 Автор admin

Россия: флот без крыльев – деньги на ветер

Уникальные советские технологии морских вооружений еще могут сказать своё слово

Заявление замминистра обороны РФ Юрия Борисова о планах строительства для ВМФ РФ вертолетоносцев, первый из которых должен быть передан флоту уже в 2022 году, породило очередную волну дискуссии о целесообразности строительства этих кораблей.

Первое, что следует сказать по этому поводу. Рассматривать подобные планы в контексте ближайшего пятилетия, как это делают некоторые авторы, в принципе неверно. Военный флот строится из расчета, как минимум, пятидесятилетней перспективы, что соответствует срокам строительства и службы кораблей. И его будущая конфигурация должна принимать во внимание, прежде всего, наличие «объектов приложения усилий» на такой же марафонской временной дистанции.

Здесь всё зависит, разумеется, от геополитических амбиций и военно-экономических возможностей государств. Что касается России, то недавнее заявление Президента РФ Владимира Путина ставит в этом смысле точки над «и»:

«К 2025 г. надо создать сбалансированный корабельный состав ВМФ, который будет способен решать весь комплекс задач мирного и военного времени в ближней и дальней морских зонах, обеспечит военно-морское присутствие России во всех стратегически важных районах Мирового океана».

Один из таких «стратегически важных» для России на долговременную, а точнее — на необозримую перспективу районов планеты вполне очевиден. Это определенно — Большой Ближний Восток, и прилегающее к нему Средиземноморье. Здесь и доказывать особо нечего, поскольку широкомасштабное и стратегически вполне оправданное военное вовлечение РФ в события на этом мировом геополитическом перекрестке происходит на наших глазах.

По сути, даже одного ближневосточного фактора вполне достаточно для того, чтобы раз и навсегда положить конец многолетним дискуссиям о необходимости для России полноценного военно-морского флота дальней морской зоны. Для РФ это, прежде всего, оборона на самых передовых рубежах. Сдача которых автоматически приблизит военную угрозу к российским границам.

Соответственно, планы минобороны РФ по наращиванию сил флота, в том числе за счет строительства вертолетоносцев, выглядят вполне своевременными. Тем более, что основные кораблестроительные мощности России сегодня уже не находятся в иностранном городе Николаеве, из которого было чрезвычайно трудно выводить большие авианесущие корабли в мировой океан через бутылочное горлышко турецких проливов.

Читайте также  26 октября на оборонном предприятии "Одесавиаремсервис" состоялся воздушный показ двух новых моделей самолетов, собранных непосредственно на одесском предприятии, пишет Таймер.Самолет "Фермер" разработан для проведения авиационно-химических работ, а самолет "Дельфин" - для проведения профессионального отбора, ориентации и первоначальной летной подготовки летчиков, выполнения полетов по местным воздушным линиям и полетов с целью мониторинга земной и водной поверхности."Перед изготовлением самолетов был проведен мониторинг рынка, и было установлено, что самолетов такого типа в стране нет. "Фермер" был взят за основу как наиболее эффективный для обработки полей химикатами и удобрениями, а "Дельфин" - как легкий удобный самолет, стоимость которого в несколько раз дешевле зарубежных аналогов", - сказал Виталий Юхачев, директор авиационно-ремонтного предприятия "Одесавиаремсервис"."Пассажирский самолет "Дельфин" очень выгоден за счет своей дешевизны и безопасности. До Киева он сможет долететь за полтора часа. Можно заказать его, сесть и полететь. Самолет "Фермер" очень эффективен - если для опыления гектара поля раньше в среднем нужно было потратить около 200 гривен, то с использованием этого самолета цена снизиться до 25 гривен. Одесская область - область аграрная, поэтому этот самолет станет находкой для фермеров, аграриев и сельхозпроизводителей", - рассказал председатель Одесской областной государственной администрации.На данный момент проводится сертификация самолетов, которая завершится осенью 2012 года. После этого начнется серийное производство. Виталий Юхачев уверил, что при расширении производственных мощностей завода он сможет производить по 50 самолетов каждого вида в год.Как сообщил главный конструктор Игорь Беряков, большинство деталей и систем самолетов - отечественного производства, только двигатели были произведены во Франции. Такая сборка помогла существенно снизить стоимость самолетов."Самолет "Дельфин" рассчитан как пассажирский, но он имеет очень большую маневренность. В дальнейшем мы будем использовать его в целях обучения и как такси. После испытания этого самолета я могу сказать, что у него очень хорошие аэродинамические качества и качества исполнения поверхности, за счет чего самолетом легко управлять. Разницы между ним и зарубежными аналогами нет", - рассказала Ирина Адабаш, летчица.

Самолёт Як-141

Стоит отметить и то обстоятельство, что десантные корабли стали сегодня мировым бестселлером. Их принимают на вооружение даже такие «великие морские державы» как Индонезия, Перу и Бирма. Флот без кораблей данного класса уже просто не воспринимается всерьез. Это вроде бы сугубо имиджевое соображение, но им ни в коем случае нельзя пренебрегать. Это понятно каждому, кто знает, что одной из важнейших задач военного флота во все времена была именно демонстрация флага. То есть создание необходимого державе благоприятного впечатления о своих военных возможностях.

Далеко не праздным в этом смысле является и вопрос поддержания регионального военно-морского баланса. Особенно с учетом военно-морских амбиций традиционного исторического соперника России — Турции, которая развернула широкомасштабную программу строительства больших десантных кораблей. Кстати, заметим попутно, что новейший турецкий универсальный десантный корабль (УДК) типа «Анадолу» планируется в качестве носителя для палубной версии американского истребителя — бомбардировщика Ф-35. Это важный нюанс. И вот почему.

Российские УДК будут строиться в условиях отсутствия в обозримый период отечественной авианосной программы. Это уже ясно, с учетом того, что ассигнования на ВМФ в новой госпрограмме вооружений, рассчитанной до 2025 года, очень существенно, почти в два раза, урезаны. Единственный авианесущий корабль «Адмирал Кузнецов» в этом плане погоды не сделает. Тем более, что он едва ли не половину времени проводит в ремонтах и на полигонах боевой подготовки.

Соответственно решить проблему авиационного прикрытия морских десантных сил традиционным американским способом — то есть путем придания каждому амфибийному соединению своего авианосца, а то и двух, у России точно не получится.

Между тем, решать задачу воздушной поддержки флота, особенно на удаленных морских театрах военных действий, все равно как-то нужно. При этом, следует учитывать, что флот является средством обеспечения максимальной стратегической мобильности и оперативного реагирования на изменения военно-политической обстановки. Опора только на сухопутные базы и аэродромы, как сейчас в Сирии, далеко не всегда реальна и требует многих лет на свою подготовку. Соответственно, отсутствие таких баз, вкупе с крайним дефицитом авианосцев, резко ограничивает оперативно-стратегические возможности флота. И делает его миссию невыполнимой даже там, где при наличии указанных составляющих она могла быть вполне успешной.

Читайте также  Заместитель Министра обороны Юрий Борисов проинспектировал выполнение Гособоронзаказа на Иркутском авиазаводе

И вот здесь то, как раз, и стоит задуматься о том, что будет представлять собой будущий российский УДК? Должен ли он быть просто большой моторной баржей, типа пресловутого французского «Мистраля», предназначенного сугубо для высадки десанта, или чем-то существенно большим? Ведь тот же «Мистраль», по определению, предназначен действовать исключительно под прикрытием авианосца, которого у нас, будем считать, почти нет.

А теперь скажу о том, о чем многие наверняка не знают, а кто знал, успели забыть. Дело в том, что именно Россия является единственной в мире страной, обладающей уникальными технологиями, доставшимися ей от Советского Союза и позволяющими эффективно разрешить обозначенную выше проблему. Разработанный с СССР в конце 1980-х годов многоцелевой палубный истребитель Як-141 является первым полноценным боевым самолетом вертикально взлета и посадки, превосходящим всё, что было создано с этой области в мире. Не случайно его конструкторская документация в период развала советской сверхдержавы была на корню куплена американцами и, как считают специалисты, стала прообразом для создания новейшего морского истребителя вертикального взлета Ф-35 Б.

Самолёт F-35B

«F-35B (модификация F-35 с ВВП) очень близок к Як-141 по конструкции и компоновке. Здесь также применена комбинированная силовая установка (1 ПМД + 1 подъёмный вентилятор), отсек с подъёмным вентилятором (он выполняет ту же функцию, что и ПД на «Яке») также размещён за кабиной пилота, а сопло подъёмно-маршевого двигателя также охвачено хвостовыми балками, хотя их длина меньше. Конструкция сопла ПМД так и вовсе использует идею, впервые воплощённую в Р79В-300 (вращающиеся в противоположных направлениях сегменты). Так получилось, потому что в середине 1990-х компания-разработчик F-35, Lockheed Martin, короткое время сотрудничала с ОКБ Яковлева. По некоторым данным, в 1995 году яковлевцы с разрешения правительства России продали американцам всю документацию по Як-38 и Як-141» (источник).

Читайте также  Российско-китайская битва за небо

Таким образом получается, что нынешний американский «сверхистребитель» морского базирования в своих основных конструктивных особенностях является точной копией того советского «Яка». И следовательно можно уверенно утверждать, что эта советская конструкция и на сегодняшний день совершенно не устарела.

Между тем в России программа Як-141 уже 15 лет как закрыта. И объясняется это отчасти тем, что российские адмиралы в свое время сделали слишком оптимистичную ставку на скорое возрождение полноценного авианосного флота. Сегодня в это трудно поверить, но еще в начале нулевых годов командование ВМФ РФ на полном серьезе рассуждало о создании к 2020 году шести авианосных ударных соединений! Естественно, самолеты вертикального взлета для больших авианосцев не профильные, поэтому Як-141 их не интересовал.

Сегодня ситуация требует куда более трезвых и экономных решений. И таковым может стать именно универсальный корабль, оснащенный, помимо десантно-высадочных средств, собственным боевым авиакрылом. Як-141, при условии надлежащей модернизации его базовой конструкции, вполне может стать его основой. Ни одна страна в мире такой технологией не обладает, кроме США, которые у России её же и позаимствовали. И было бы большим грехом не воспользоваться той возможностью, которую подарили нам наши дальновидные предки.

Юрий Селиванов