Запорожская битва: Китай против США

Запорожская битва: Китай против США

14.07.2021 0 Автор admin

Запорожская битва: Китай против США

Украина вновь становится ареной для американских разборок — теперь международных. Штаты спорят здесь с КНР за ведущее предприятие авиапрома страны.

Девайте «Мотор Сич» куда хотите — только не Китаю!

На Украине часто с гордостью вспоминают, что первый серийный вертолет подарил миру их земляк Игорь Сикорский. Правда, подробности о том, что родился он хоть и в Киеве, но в Российской империи, а свое одновинтовое чудо создал в США — стараются опустить. Впрочем, Украине действительно есть чем гордиться в отрасли авиа- и вертолетостроения: сначала в составе СССР, а потом и самостоятельно — в бывшей союзной республике преуспели в производстве надежных, конкурентных на мировом рынке авиационных двигателей и газотурбинных установок.

Продукция запорожского предприятия «Мотор Сич» эксплуатируется более чем в 100 странах мира. Здесь производят двигатели для множества самолетов, начиная от учебно-боевого ЯК-130 и заканчивая гигантским Ан-225; моторы для знаменитых вертолетов Ми-8, Ми-17, Ми-26, Ка-226 и много еще чего. Завод, между прочим, трижды орденоносец — хотя по нынешним временам регалии эти одна подозрительней другой: награжден он был орденами Ленина, Трудового Красного знамени и Октябрьской революции.

Правда, после прекращения поставок двигателей в Россию завод-гигант не начал чувствовать себя лучше, хотя и оставался каким-то чудом на плаву за счет побочного производства и обслуживания уже произведенных механизмов. Владельцы, потеряв в 2014 году основного заказчика, решили компанию продать. Потихоньку, конечно. И в принципе, практически совершили сделку, найдя заинтересованного покупателя в Китае. Почем? Вот это неизвестно. Однако вряд ли за три копейки. Ведь в домайданные времена «Мотор Сич» производил продукции более чем на $1 млрд в год, принося около $150 млн прибыли.

Но что китайцу здорово, то американцу смерть. США, ведущие с Поднебесной широкомасштабную торговую войну, резко выступили против подобного поглощения, способного серьезно повысить конкуренцию основного соперника. По сути, Трамп запретил Украине эту сделку, дав понять, что в случае непослушания Киев ждут такие неприятности, о которых вслух и говорить-то страшно. Дескать, делайте с ним что хотите — хоть по кирпичику разберите, но только не Китаю. Или желаете, мы его сами купим с потрохами? Кстати, что еще лично говорил президент США по этому поводу и передавал через своих посланников, может скоро стать достоянием гласности: в Белом доме анонсируют публикацию полной стенограммы беседы с Зеленским, поскольку демократы взялись за Дональда всерьез.

«Прощай, оружие!» — это точно не девиз современной Украины

Читайте также  Малайзия, ранее закупившая у России многоцелевые самолеты Су-30МКМ, может приобрести учебно-боевые самолеты Як-130, которые сейчас собираются на принадлежащем корпорации "Иркут" авиазаводе в Иркутске, сообщил журналистам в среду министр обороны Малайзии Ахмад Захид Хамиди.Учебно-боевой самолет Як-130 разработан ОКБ имени Яковлева, входящим в корпорацию "Иркут". Он относится к новому поколению учебных самолетов. На этой машине впервые в России реализовано полностью цифровое бортовое радиоэлектронное оборудование. Самолет оснащен комплексной цифровой электродистанционной системой управления, позволяющей в учебных целях изменять характеристики устойчивости и управляемости в зависимости от типа имитируемого самолета."Есть большая вероятность, что мы будем работать с этим самолетом", - сказал министр обороны после осмотра иркутского авиазавода. Количество Як-130, которые купит Малайзия, сейчас обсуждается, добавил он.Ранее "Иркут" поставил Малайзии 18 самолетов Су-30МКМ.Министр добавил, что власти страны также рассматривают возможность покупки еще одной партии Су-30. Интересуется Малайзия и перспективным гражданским лайнером МС-21, который "Иркут" начнет собирать с 2014 года.Глава "Иркута" Алексей Федоров сообщил журналистам, что корпорация заинтересована в трансфере технологий в части МС-21: в Малайзию в рамках сборки лайнера могут перенести с 2016-2017 года композитные производства при создании пассажирского самолета. Малайзия. СФО > Авиапром, автопром > ria.ru, 16 ноября 2011 > № 468343 © 1997—2021 polpred.com Редакция 8 800 234-34-16 +7 (495) 234-34-35 +7 (499) 244-35-41 info@polpred.com Схема проезда

Смешно, но судя по запоздалой реакции СБУ, государство Украина одним из последних узнало о готовящейся продаже завода. Это произошло в августе нынешнего года, когда всплыла информация о концентрации китайской Skyrizon 75% акций компании Вячеслава Богуслаева. Вот именно в этот момент (нужно думать — после настойчивого вмешательства со стороны Вашингтона), когда до завершения сделки оставался один шаг, СБУ возбудила уголовное дело, арестовав все акции «Мотор Сич» и реестр акционеров.

Китайцы, как известно, народ настырный и неунывающий, отреагировали на это встречным предложением. Типа, а давайте так: мы безвозмездно оставляем госконцерну «Укроборонпром» 25% акций с правом вето, выделим 100 млн долларов на развитие авиастроения, не переносим производство за пределы страны в течение ближайших пяти лет, загружаем заказами производственные мощности на 100%. По рукам? Четкого ответа от руководства страны, кроме «нужно подумать и посоветоваться», не последовало. Видимо, советовались с Вашингтоном. Потому что в Киев буквально через пару дней, без предварительного согласования визита, примчался тогда еще помощник президента по национальной безопасности Джон Болтон. Украинские СМИ настаивали, что он обсуждал с Зеленским именно вопрос «Мотор Сичи».

Тогда на ситуацию отреагировало посольство Китая. Собрав журналистов, посол КНР Дай Вэй отметил, что Болтон во время визита «высказался в недружественном ключе относительно сотрудничества между Китаем и Украиной». Он не стал комментировать детали предполагавшейся сделки, заявив, что это дело частного бизнеса, в которое государство не вмешивается, однако напомнил о растущих объемах украинско-китайской торговли. В сущности — сделал Зеленскому, попавшему в китайско-американские ножницы, последнее «китайское предупреждение» и дал понять, что отмена контракта может привести к общему серьезному ухудшению отношений с Пекином.

Эксперты считают, что именно с этого момента договор окончательно утратил коммерческий характер, став фактором международного конфликта интересов, где, собственно, мнение владельцев предприятия никого не беспокоит, более того — государственные предпочтения самой Украины всем до лампочки. А президенту Зеленскому впору вспоминать о перекрестке из русских сказок с указателем: «Налево пойдешь…» В общем — везде потеряешь. Журналисты неоднократно пытались разговорить экс-шоумена на эту тему, но он всячески с нее сворачивал, неубедительно изображая свою малоинформированность в этом вопросе. Дескать, нужно разобраться во всех хитросплетениях и попытаться сохранить предприятие во благо страны. И видать неспроста, намекая на вороватость предшественников, подчеркнул, что Совбез еще до его президентства вывел «Мотор Сич» из перечня стратегических предприятий Украины, что и позволило манипулировать акциями завода. То есть — перевел стрелки.

Читайте также  Небо на двоих

Однако простым украинцам, несмотря на постоянное решение задачи по личному выживанию, все-таки очень хочется оставить хоть какой-то повод для национальной гордости. Ну как же так! Космос профукали, приборостроение положили на обе лопатки, танкостроение в упадке — нужно хоть что-нибудь сохранить из относительно высоких технологий! К тому же, «Мотор Сич» никогда не была убыточной. Несмотря на все сложности, даже при отсутствии российских заказов, по итогам 2018 года предприятие хоть и снизило чистую прибыль в 2,1 раза, но все равно вышло в плюс — 1,857 млрд грн (около $70 млн).

НАТО как «лучшая морковка» для Украины

«Зачем нам его продавать? Национализировать и всех делов!» — начали предлагать в соцсетях. У экспертов на эти вопросы есть свой, особенный ответ. В тех условиях, в которые попал заложником завод, — ему не выжить. Возрождать сотрудничество с РФ — невозможно, даже звучит дико. Полноценно работать на внешнем рынке не позволят обиженные конкуренты — Китай и США, движимые собственными интересами. Остаточные же контракты по Азии и Африке, куда еще «Мотор Сич» продолжает поставлять продукцию, не спасут общую ситуацию. В итоге — тупик, рынок есть, но выход на него закрыт по политическим причинам. К тому же нет внутренней поддержки, завод по-прежнему отрезан от госзаказов. Даже 10 новых вертолетов для полиции предпочли купить у Франции, хотя, по сути, закупаются более дорогие аналоги техники «Мотор Сичи». (Мало кто знает, но компании в нынешнем году удалось довести до завершения проект производства собственного вертолета «Надежда» на базе Ми-2. По отзывам экспертов — вполне конкурентноспособная и недорогая машина, рассчитанная на 7 пассажиров, с дальностью полета 1000 км, то есть способная облететь чуть ли не всю Украину.) Нужно полагать, тоже по политическим соображениям — сделать приятное другу Зеленского Макрону.

«Ну, ладно. Понятно, предположим, что самим не потянуть. С кем тогда нам выгоднее развивать вертолетостроение: с Китаем или США?» — не унимаются правдоискатели. Вот тут появляются интересные предположения. По практически единодушным утверждениям экспертов, в случае продажи завода американцам «Мотор Сич» не ожидает ничего хорошего. США просто добиваются закрытия предприятия, чтобы оно не досталось их потенциальным военно-стратегическим конкурентам. Ни Госдеп, ни Пентагон ничего не будут покупать. Особенных технических секретов для них там нет, и они не будут вкладывать средства в развитие производителя авиадвигателей. Ну, разве что, подкинут немного денег, чтобы технологии не расползались.

Читайте также  26 октября на оборонном предприятии "Одесавиаремсервис" состоялся воздушный показ двух новых моделей самолетов, собранных непосредственно на одесском предприятии, пишет Таймер.Самолет "Фермер" разработан для проведения авиационно-химических работ, а самолет "Дельфин" - для проведения профессионального отбора, ориентации и первоначальной летной подготовки летчиков, выполнения полетов по местным воздушным линиям и полетов с целью мониторинга земной и водной поверхности."Перед изготовлением самолетов был проведен мониторинг рынка, и было установлено, что самолетов такого типа в стране нет. "Фермер" был взят за основу как наиболее эффективный для обработки полей химикатами и удобрениями, а "Дельфин" - как легкий удобный самолет, стоимость которого в несколько раз дешевле зарубежных аналогов", - сказал Виталий Юхачев, директор авиационно-ремонтного предприятия "Одесавиаремсервис"."Пассажирский самолет "Дельфин" очень выгоден за счет своей дешевизны и безопасности. До Киева он сможет долететь за полтора часа. Можно заказать его, сесть и полететь. Самолет "Фермер" очень эффективен - если для опыления гектара поля раньше в среднем нужно было потратить около 200 гривен, то с использованием этого самолета цена снизиться до 25 гривен. Одесская область - область аграрная, поэтому этот самолет станет находкой для фермеров, аграриев и сельхозпроизводителей", - рассказал председатель Одесской областной государственной администрации.На данный момент проводится сертификация самолетов, которая завершится осенью 2012 года. После этого начнется серийное производство. Виталий Юхачев уверил, что при расширении производственных мощностей завода он сможет производить по 50 самолетов каждого вида в год.Как сообщил главный конструктор Игорь Беряков, большинство деталей и систем самолетов - отечественного производства, только двигатели были произведены во Франции. Такая сборка помогла существенно снизить стоимость самолетов."Самолет "Дельфин" рассчитан как пассажирский, но он имеет очень большую маневренность. В дальнейшем мы будем использовать его в целях обучения и как такси. После испытания этого самолета я могу сказать, что у него очень хорошие аэродинамические качества и качества исполнения поверхности, за счет чего самолетом легко управлять. Разницы между ним и зарубежными аналогами нет", - рассказала Ирина Адабаш, летчица.

С Китаем надежды порадужней будут. Хотя понятно, что сейчас они обещают манну небесную, а как дойдет до дела, то золотой дождь поутихнет. Однако, в любом случае, заводу перепадет много работы, хотя бы на первом этапе. «В частности, для китайцев интересен проект „Мотор Сичи“ АИ-222. Этот движок делали под учебно-боевой Як-130, но в итоге россияне заменили его другим, более слабым. Китайцы купили пару сотен таких двигателей в форсированном варианте, — пишет в своем блоге аналитик компании „Европатруль“ (исследования рынка транспорта) Вячеслав Коновалов. — Также Китай интересует двигатель на самый большой в мире вертолет на базе Ми-26». КНР, по мнению эксперта, в отличие от США, нуждается в технологиях, производственных мощностях и в опытных украинских специалистах для запуска собственного производства. К тому же, с некоторых пор — рабочие руки на Украине стали куда дешевле китайских «аналогов». В общем, эксперты почти убедили украинцев, что за неимением на поле собственной команды, «болеть» в этом противостоянии нужно за китайцев.

Кстати, возможно, и для России предпочтительнее китайский вариант покупки завода «Мотор Сич». Хотя РФ частично заменила поставки из Запорожья, дефицит мощных авиадвигателей и запчастей к ним все еще ощутим. Несмотря на то, что Поднебесная сможет шире расправить свои крылья и стать конкурентнее в производстве боевых истребителей, шансы вступить с ней во взаимовыгодную кооперацию более высоки.

Но на днях приключилась внезапная неприятность. На предприятие «Мотор Сич» с визитом приезжал основатель частной военной компании Blackwater (Academi) Эрик Принс, которого за глаза называют неофициальным советником Трампа. По данным The Wall Street Journal, в конце сентября завод также посетили поверенный в делах США в Киеве Билл Тейлор и старший советник Пентагона по оборонной промышленности Украины Дональд Винтер. После этих сообщений в украинских СМИ появились упорные слухи о выплате отступного китайцам и продаже завода американцам.

А в начале ноября Владимир Зеленский назначил своим внештатным советником Эндрю Романа Мака, эмигранта из США, который работает юристом на Украине. Многие считают, что все эти события — звенья одной цепи, ясно указывающие на дальнейшую судьбу авиагиганта. Конечно, в нынешнем нестабильном мире все может внезапно измениться, но придумать вариант, который позволит остаться самостоятельным предприятию — гордости Украины, почти невозможно.

Валентин Корж, Днепр, Украина