Российская корпорация «Иркут» работает над усовершенствованием своих учебно-боевых самолетов Як-130, которые могут превратиться в легкий ударный самолет.
Первый этап модернизации включает установку бортовой системы дозаправки и оптико-электронного модуля, говорит вице-президент «Иркута» Константин Попович. Эта работа должна быть завершена в 2013 году, добавил он.
На следующем этапе разработчики планируют оснастить самолет радаром. В настоящее время прорабатываются три варианта, сказал Попович. Первый – радар компании Фазатрон-НИИР. Ранее главный конструктор «Фазатрона» Юрий Гуськов сообщил Aviation Week, что его компания приступила к разработке для этого самолета РЛС с щелевой антенной, получившей название ФК-130.
Другие варианты представлены бортовой РЛС НИИР им. Тихомирова и подвесной РЛС Санкт-петербургского завода «Ленинец». По словам Поповича, проектировщик и поставщик радара должны быть выбраны до конца года, реализация данного этапа запланирована в 2013-14 гг.
Попович сказал, что РЛС обеспечит Як-130 обнаружение наземных целей и применение ракет Х-31, Х-38 и Х-29. «Мы теперь понимаем, что устойчивость самолета позволяет использовать такие тяжелые ракеты», сказал он и добавил, что все эти улучшения делаются без запроса ВВС России.
Самолет в настоящее время может нести до 3000 кг боевой нагрузки, включая ракеты Р-73, УАБ КАБ-500, НАР и подвесную 23-мм пушку ГШ-23Л. Боевая нагрузка может быть установлена на девяти узлах внешней подвески: шесть подкрыльевых, два на концах крыла и один под фюзеляжем.
ВВС России выбрали Як-130 в 2002 году в качестве нового реактивного УТС основной и повышенной подготовки для замены стареющего парка чешских L-39 советских времен. Госиспытания самолета были завершены в 2009 году. ВВС России в настоящее время располагают 12 самолетами первой серийной партии. В 2011 году ВВС разместили заказ на 55 УТС с опцией еще на 10 машин. Первую партию из 15 самолетов планируется передать в этом году.
Читайте также 26 октября на оборонном предприятии "Одесавиаремсервис" состоялся воздушный показ двух новых моделей самолетов, собранных непосредственно на одесском предприятии, пишет Таймер.Самолет "Фермер" разработан для проведения авиационно-химических работ, а самолет "Дельфин" - для проведения профессионального отбора, ориентации и первоначальной летной подготовки летчиков, выполнения полетов по местным воздушным линиям и полетов с целью мониторинга земной и водной поверхности."Перед изготовлением самолетов был проведен мониторинг рынка, и было установлено, что самолетов такого типа в стране нет. "Фермер" был взят за основу как наиболее эффективный для обработки полей химикатами и удобрениями, а "Дельфин" - как легкий удобный самолет, стоимость которого в несколько раз дешевле зарубежных аналогов", - сказал Виталий Юхачев, директор авиационно-ремонтного предприятия "Одесавиаремсервис"."Пассажирский самолет "Дельфин" очень выгоден за счет своей дешевизны и безопасности. До Киева он сможет долететь за полтора часа. Можно заказать его, сесть и полететь. Самолет "Фермер" очень эффективен - если для опыления гектара поля раньше в среднем нужно было потратить около 200 гривен, то с использованием этого самолета цена снизиться до 25 гривен. Одесская область - область аграрная, поэтому этот самолет станет находкой для фермеров, аграриев и сельхозпроизводителей", - рассказал председатель Одесской областной государственной администрации.На данный момент проводится сертификация самолетов, которая завершится осенью 2012 года. После этого начнется серийное производство. Виталий Юхачев уверил, что при расширении производственных мощностей завода он сможет производить по 50 самолетов каждого вида в год.Как сообщил главный конструктор Игорь Беряков, большинство деталей и систем самолетов - отечественного производства, только двигатели были произведены во Франции. Такая сборка помогла существенно снизить стоимость самолетов."Самолет "Дельфин" рассчитан как пассажирский, но он имеет очень большую маневренность. В дальнейшем мы будем использовать его в целях обучения и как такси. После испытания этого самолета я могу сказать, что у него очень хорошие аэродинамические качества и качества исполнения поверхности, за счет чего самолетом легко управлять. Разницы между ним и зарубежными аналогами нет", - рассказала Ирина Адабаш, летчица.