Нелетная погода Фарнборо
Нелетная погода Фарнборо
«Русских витязей» не увидят на авиакосмическом салоне
Михаил Кукушкин
Участие России в международном авиакосмическом салоне «Фарнборо-2012» еще до его открытия, которое состоится сегодня, отмечено скандалами. Если делегация «Рособоронэкспорта» после проволочек все же получила британские визы, то пилотажная группа «Русские витязи» была вынуждена отказаться от участия в Фарнборо.
Группа «Русские витязи» предполагала отправить в Англию два истребителя Су-27, один из которых должен был исполнять фигуры высшего пилотажа с 9 по 15 июля, а второй — демонстрировать себя публике на земле. Их вылет с аэродрома Кубинка был назначен на 4 июля, а потом перенесен на день, так как российская Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству не выдала вовремя разрешение на вывоз техники.
Ситуация повторилась 6 и 7 июля, наши асы уже не успевали пройти подготовительные процедуры, и организаторы салона решили ограничить их выступления уикендом 14–15 июля, когда салон будет открыт для всех желающих. Однако и в субботу вылет «Витязей» не состоялся, а к вечеру оргкомитет Фарнборо сообщил, что участие группы в салоне отменено. Официального объяснения с российской стороны не последовало.
Руководитель аналитической службы агентства «Авиапорт» смог припомнить только один эпизод, когда Россия ранее отказывалась от демонстрации своих боевых самолетов на престижных международных авиасалонах. В 2002 году не были отправлены боевые самолеты в Фарнборо, а в 2003 году — на салон в Ле-Бурже из-за того, что ранее истребитель Су-30МКК и учебно-боевой МиГ-АТ досрочно покинули французский авиасалон Ле-Бурже, так как швейцарская фирма Noga получила ордер на их арест в счет удовлетворения своих претензий к российскому правительству.
По другим причинам не будет летать в Фарнборо новый гражданский самолет Suhoi Superjet (SSJ) 100, который впервые был представлен международной публике в прошлом году на авиасалоне Ле-Бурже. 9 мая этого года один из SSJ 100 потерпел катастрофу в Индонезии, и до официальных выводов о ее причинах производитель — «Гражданские самолеты Сухого» (ГСС) — отказался проведения демонстрационных полетов.
В отсутствие более крупных машин «изюминкой» российской экспозиции «Фарнборо-2012» обещает стать учебно-боевой самолет Як-130. Это первая машина такого класса, разработанная в России после распада СССР.
Она может быть использована для обучения пилотов истребителей поколений «4» и «5», а также в качестве легкого истребителя. В прошлом году корпорация «Иркут» подписала с Минобороны контракт на поставку 55 Як-130, которые должны во всех летных училищах страны заменить устаревшие учебные самолеты. «Иркут» успел уже заключить и первый экспортный контракт. Правда, стартовым зарубежным покупателем Як-130 в январе этого года стала Сирия, и перспективы исполнения этой сделки выглядят туманными. «Иркут» рассчитывает найти других, более предсказуемых зарубежных заказчиков для Як-130 и международную программу продвижения этой машины планирует начать именно на «Фарнборо-2012».