Конструкторское бюро Яковлева
Первый самолет А.С.Яковлева поднялся в небо в 1927 году. С этого момента началась история крупнейшего конструкторского бюро, эмблему которого – «Як» — можно встретить во многих странах мира.
Машины КБ Яковлева стали символом Советской армии в годы войны, вошли в песни. Более 40 000 истребителей Як участвовали в сражениях Второй Мировой войны: Як-1, Як-3, Як-7, Як-9. Истребители Як, созданные ОКБ на базе большого опыта постройки легких высокоманевренных самолетов, были грозными защитниками неба Советского Союза.
Конструкторское бюро занималось не только разработкой военных самолётов. После окончания Великой Отечественной войны в небо поднялась целая серия гражданских машин: Як-8, Як-12, Як-16.
Примерно тогда же бюро начало разработку учебно-тренировочных и учебно-боевых самолётов. На сегодняшний день, почти каждый российский лётчик начинает обучение именно на самолётах ОКБ Яковлева. За свою историю бюро выпустило несколько подобных моделей: Як-11, Як-18А, Як-18Т, Як-30, Як-32, Як-50, Як-52, Як-54.
В 50-ые годы первым советским реактивным самолетом стал Як-15. За ним последовала целая серия ярких представителей реактивной авиационной техники: Як-17, Як-23, Як-25, Як-25РВ, Як-27.
В те годы велась разработка десантных планеров и вертолётов – Як-14, Як-24.
Почти три десятилетия бюро занималось конструированием самолётов вертикального взлёта и посадки. Результатами плодотворного труда коллектива стала разработка самолётов: Як-36, Як-38, Як — 141.
Так же в сфере разработки ОКБ находилось создание сверхзвуковых самолётов Як-28ПМ, Як-28У. Самолёты Як-28 находились на вооружении российской авиации более 25 лет.
Кто из конструкторов не мечтал о создании небольшого, быстрого и удобного пассажирского самолета? Мечтали многие, но А.С.Яковлеву удалось осуществить свою задумку. Как результат, разработанный в 70-х годах реактивный пассажирский самолет Як-40, находится в строю и по сей день. Из построенных 1000 самолётов около 500 продолжают обслуживать российские и зарубежные авиалинии. Як-40 — первый отечественный самолет, сертифицированный по Нормам летной годности FAR-25.
Сегодня ОКБ Яковлева занимается разработкой современных самолётов различного назначения. За создание самолета Як-130 в 2006 году ОКБ было отмечено национальной премией «Золотая идея» в номинации «За вклад в области разработки экспортно-ориентированной продукции военного назначения».
Всего за время своего существования ОКБ Яковлева выпустило свыше 200 типов и модификаций летательных аппаратов, в том числе более 100 серийных. Этот факт является иллюстрацией большого вклада коллектива в российскую и мировую военную авиацию.